0

Гайдлайн или брендбук: что выбрать

Один из востребованных запросов – разработка брендбука. Однако при обращении потенциальных клиентов приходится уточнять, что именно нужно разработать – брендбук или гайдлайн – и тогда появляется непонимание. Дело в том, что заказчики, да и сами дизайнеры зачастую используют эти слова в качестве синонимов. Предлагаю разобраться, а также понять, что нужно вашей компании.

Для чего нужен фирменный стиль компании

Для регламентации корпоративного стиля компании используются брендбук и гайдлайн, в каждом из них содержится руководство по фирменному стилю. Если у компании есть свой фирменный стиль, он помогает выделиться среди прочих конкурентов, создавать образ и вызывать определенные ассоциации, подчёркивать уникальность и индивидуальность компании.

Из истории брендинга

Понятие «брендинг» появилось относительно недавно, в конце 19 века. У производителей товаров массового спроса из-за высокой конкуренции на рынке возникла необходимость разработки концепции внешнего вида продукции, чтобы помочь выделить её на полке. Именно тогда появились первые корпоративные документы: в самом начале брендбук и гайдлайн были единым целым. Затем у крупных компаний брендбуки стали слишком объемными и сложными для запоминания сотрудников. Таким образом, из-за роста значимости брендинга в отдельном документе – брендбуке – стали описываться: миссия компании, ее философия, принципы, ценности, основные идеи и перспективы развития.

Brandbook

Брендбук – это паспорт компании, который позволяет работать над известностью бренда и его продвижением. По сути это книга, напоминающая устав, которая написана для внутреннего использования: здесь изложена идеология компании и способы её донесения до потребителя. Также брендбук называют «библией» и руководством по управлению компанией. Информация из этого документа является коммерческой тайной организации, так как здесь содержится стратегия развития, сильные стороны компании, описание конкурентов и рынка, прогнозы жизненного цикла и корпоративная культура.

Стандартно в брендбук входят разделы (их наименование и порядок могут различаться):

  • Миссия компании, архитектура и философия бренда
  • Ценности бренда
  • Символы и атрибуты (как раз эта часть брендбука является гайдлайном)
  • Основной посыл бренда
  • Продвижение бренда

Guideline

Гайдлайн (или гайд) – это паспорт стандартов. Является составляющей брендбука, в которой содержится руководство по использованию фирменного стиля компании. В этом документе изложена информация об основных фирменных элементах (логотип, цветовая палитра, фирменные шрифты, стилеобразующие элементы), правила использования этих элементов, а также требования к оформлению носителей (фирменной документации, интерьера, экстерьера и проч.).

Logobook

Логобук – совершенно иной документ, который состоит из инструкций по применению логотипа и является частью гайдлайна. Включает в себя допустимые варианты размещения лого, возможное сочетание цвета и шрифтов.

Выводы

Итак, все три термина очень близки. Однако теперь понятны отличия: брендбук – это стратегический инструмент, который служит для описания ценностей бренда и способов донесения их до потребителей. Гайдллайн является техническим документом с приведенными примерами использования носителей фирменного стиля компании. Логобук – часть гайдлайна, которая посвящена логотипу и фиксации визуальных констант бренда.

Что выбрать

Если компания небольшая (к тому же образовалась недавно): рекомендуются затраты на логобук.

Гайдлайн нужен большинству компаний, ведь на его страницах содержится исчерпывающая информация по использованию элементов фирменного стиля. При этом не стоит тратить целое состояние на дизайнеров и создавать «многотомные энциклопедии» (чаще всего в многотомниках содержится масса ненужной информации) – зачастую легко можно обойтись документом в 10-20 страниц. Как использовать гайдлайн в работе? К примеру, ваша компания открыла филиал в другом городе: только что нанятому маркетологу необходимо вникнуть в специфику бренда, заказать наружное оформление, изготовить печатную продукцию для открытия, запустить рекламу. Благодаря гайдлайну этот процесс пройдёт максимально легко – ведь в нём содержатся подробные инструкции и рекомендации. 

Брендбук нужен всем крупным корпорациям и производителям, работающим в федеральном формате. Он точно нужен, если ваша компания имеет много каналов коммуникаций с партнерами, клиентами, конкурентами, а также имеет офисы, торговые точки, филиалы – потому что важно, чтобы все подразделения компании действовали согласованно и транслировали единый набор ценностей. Брендбук обязателен для всех крупных брендов также потому, что они развиваются одновременно в нескольких направлениях и важно, чтобы у каждого из них был свой собственный стиль, но при этом он должен соответствовать стилистике компании.

Разработка фирменного стиля требует участия опытных специалистов. Чем больше глубины и внимания уделяется вашей компании при заполнении брифа, чем больше профессиональных тонкостей, рекомендаций и фишек вы получаете на этапе выбора подрядчика – тем качественнее получится результат. Если у вас остались вопросы – обращайтесь за бесплатной консультацией.

Надежда Павлова

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *